Проституция в Индии до последнего времени носила только храмовый
характер. Светская проституция не имела смысла в Индии. Любая женщина,
желавшая заняться этим ремеслом, могла пойти в храмовые проститутки и
пользоваться любовью народа, почетом и покровительством властей.
Храмовые проститутки Индии европейцам известны под названием «баядера».
Это слово португальского происхождения и означает индийскую танцовщицу,
участвующую в религиозных церемониях и в праздничных увеселениях. Но
праздничные танцы, исполняемые баядерами, это только малая часть их
обязанностей, которая открылась европейцам, проникшим в Индию в XVI и
XVII веках. Сословие индийских проституток было необыкновенно обширно и состояло из
нескольких разрядов. Впрочем, как и проститутки всего мира (подробнее
смотрите об истории проституции тут: История), от древних перуанских
или египетских и до европейских современных проституток, индийские
проститутки составляли все ту же многоступенчатую иерархическую
систему. Система организации индийских проституток состояла из двух
главных разрядов, которые подразделялись на многочисленные более мелкие
подразряды. В каком разряде именно будет существовать та или иная
проститутка, зависело от той касты, в которой она родилась.
К первому разряду относились девадаси, что означает в переводе с
хинди «божьи рабыни» или «рабыни божества», которому посвящен тот или
иной храм. Девадаси посвящены богам, они участвуют в богослужении,
воспевают утреннее пробуждение и вечернее засыпание бога, возжигают
светильники перед его изображением, танцуют перед ним. В обязанности
храмовой проститутки девадаси входило и сексуальное общение с богами. В
этом случае роль бога исполняли жрецы. Ко второму разряду храмовых проституток Индии относились странствующие
танцовщицы. Второй разряд проституток распадался еще на три: натш,
нати, кутани в зависимости от того социального положения, которое им
свойственно, а также в зависимости от вида искусства, которым они
владеют. Эти проститутки, танцовщицы и певицы не жили при храмах, как
девадаси, но свободно кочевали по всей стране и приглашались специально
на частные празднества зажиточных индусов или в гостиницы для
увеселения иностранцев. Одна часть бродячих религиозных проституток
жила независимо, по 10 или 12 девиц. Они кочевали по всей стране с
сопровождающими их музыкантами. Вторые находились под наблюдением
дайей, как назывались старые женщины бывшие некогда религиозными
танцовщицами и проститутками. Они сами обучали ремеслу религиозного
танца и пения девочек, сами собирали все деньги, заработанные
танцовщицами, пользо вались ими, и только потом уже сами давали пищу и
одежду своим подчиненным. Наконец, третья подгруппа странствующих
проституток — это совершенные невольницы постаревших религиозных
проституток, старых женщин, купивших себе девочек в детском возрасте и
затем обучивших ремеслу.